Мозаика
  Мозаика
 

Мозаика - одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. А в последнее время ее все чаще можно встретить в новых домах и квартирах. На смену утерянным старинным секретам пришли промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций.

Мозаика (от фр. mоzaique, ит. moscuco или лат. musinum - буквально 'посвященная музам') - это некий рисунок, составленный из небольших кусочков одного или различных материалов.

Первые мозаичные изображения, дошедшие до наших дней, относятся к эпохе античности. Античная мозаика развивалась от несложных, выломленных галькой, узоров до сложных черно белых или цветных изысканных композиций («Дионис на пантере», IV в до н.э.). В Византии мозаики заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов (церковь Сан-Витале в Равенне). Знаменитые равеннские мозаики обладали исключительной силой воздействия, их мерцающая поверхность, золотые фоны обогащали пространство храма. Особой образностью, глубиной и звучностью цвета отличались мозаики храма Софии в Константинополе. Нет ничего более нового, чем хорошо забытое старое.

В настоящее время второе рождение переживает стеклянная мозаика. Все чаще можно увидеть мозаичные полы в самых различных по назначению помещениях: в бассейнах, в выставочных залах, холлах отелей, в кафе, магазинах, на верандах, в прихожих и коридорах жилых домов, и т.д.

Стеклянная мозаика представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов, порошкообразного золота, авантюрина. По своему составу она ближе к хрусталю, чем к обычному стеклу.

Свойства мозаики:

  • Прочность. Несмотря на то, что мозаика сделана из стекла, она гораздо прочнее, чем обычное стекло. Это обусловлено тем, что после того, как расплавленную стекломассу разливают в формы, ее обжигают в специальных печах при высокой температуре. Стеклянная мозаика не поддается воздействию химических реагентов и многих неорганических и органических кислот, содержащихся в большинстве моющих средств. Поэтому мозаику можно класть на столешницу или стены на кухне. При этом надо учесть, что пищевая лимонная кислота способна повредить материал уже через несколько суток, если ее вовремя не стереть.
  • Водонепроницаемость. Стеклянная мозаика абсолютно водонепроницаема. Поэтому ею можно облицовывать ванные комнаты, бани, бассейны, аквапарки, фонтаны и другие влажные помещения. Коэффициент водопоглощения стеклянной мозаики - меньше 0,1%.
  • Жаропрочность. Стеклянная мозаика - жаропрочный материал. Он устойчив к резким температурным перепадам в диапазоне от +15 до +145°С. Это позволяет его использовать для облицовки каминов и печей снаружи (но не изнутри, где температура может быть намного выше).
  • Морозостойкость. Стеклянная мозаика морозоустойчива - способна выдержать не менее 100 циклов перехода от минусовых температур к плюсовым без потери качества. Следовательно, этот материал пригоден для облицовки открытых замерзающих бассейнов, в которых на зиму оставляют воду, и фасадов зданий. Отметим, что это свойство больше всего связано с отсутствием в материале пор и воды в них. Поэтому стеклянная мозаика более морозоустойчива, чем керамическая плитка (кроме специализированной), и способна выдержать большее число циклов, а также температуру до -30°С.
  • Устойчивость к лучам света. Цвета изделий из стеклянной мозаики не выгорают под длительным воздействием света с ультрафиолетовой составляющей.

Цветовая палитра и применение мозаики.

К главным достоинствам стеклянной мозаики относятся широкий выбор цветов (более 80) и неограниченное число комбинаций цветов.

Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных тонов к светлым).

Малые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволинейных поверхностей. Цветные мозаичные элементы раскладываются на листах (матрицах). Модули на листе фиксируются с помощью бумаги или пленки, наклеенной с лицевой стороны, или же с помощью сетки, приклеенной с изнанки. Времена, когда мозаичный фон кропотливо выкладывался вручную, отошли в далекое прошлое. Смеси (миксы) -- матрицы, набранные из разноцветных элементов, - являются основным продуктом, поступающим к потребителям.

В производстве стеклянной мозаики наиболее распространена передовая и дешевая «бумажная» технология. Если сравнивать с сеточной технологией, отличий два. Во-первых, улучшается адгезия мозаики к поверхности, так как нет промежуточной основы - сетки. Во-вторых, если при отделке выпуклых участков матрицей на сетке швы расходятся, то на «бумажной» основе - никогда.

Как правило, изготавливаются матрицы размером около 30 × 30 см, состоящие из 225 плиток мозаики величиной 20 × 20 мм каждая.

Однотонные наборы используются в основном для облицовки больших поверхностей, например бассейнов, внутренних помещений спортивных сооружений, ванных комнат, фасадов зданий. Разноцветные наборы подходят и для бассейна, и для ванной комнаты, и для «фартука» кухни. Существует возможность покупать не только стандартные смеси по каталогу, но и моделировать и заказывать свои миксы, отличные от других

Также мозаика продается в виде растяжек (от итальянского sfumature) - это панно длиной 2,5-2,8 м и требуемой ширины, на которых цвет мозаики плавно меняется от одного конца к другому.

Панно, выполненное в технике матричной сборки - это изображение, набранное из мозаики правильной формы. В распоряжении многих компаний имеются компьютерные программы, позволяющие разделять любые изображения на элементы, по цвету и форме соответствующие фабричной мозаике. Изделия, созданные с помощью этой программы, есть в каталогах каждого производителя и могут поставляться из-за рубежа или делаться в России. Такие панно дают возможность каждому покупателю получить декоративную картину, не прибегая к дорогостоящей технике подколки.

Художественное панно - это высший класс, произведение мозаичного искусства, выполненное из колотой или разрезанной мозаики (стекла, смальты, камня) по индивидуальному заказу.

Область применения промышленных мозаики ограничивается только полетом вашей фантазии. В частном и общественном экстерьере и интерьере, на стенах, полах и потолках, крышах, печных трубах, в бассейнах, фонтанах, банях, санузлах, кухнях, на лестницах и пандусах, в подземных переходах, на станциях метро, ландшафтных объектах, садовых дорожках, в скульптурах и разного рода художественной пластике - словом, везде, где имеется потенциальная возможность оживить игрой света и цветом традиционные и привычные взгляду предметы. Блики света, отраженные разноцветными кусочками непрозрачного стекла, обращают на себя внимание, создают настроение, формируя особую ауру вокруг украшенных мозаикой объектов.

В настоящее время мастера пользуются двумя основными способами при создании мозаики.
Прямой набор.
О нем упоминалось выше в связи с историей мозаики. Это классический способ изготовления мозаики. На подготовленную основу (стена здания, отдельная основа) наносится предварительный слой раствора. На него переносится рисунок. Затем по фрагментам закладывается рабочий слой раствора - размер фрагмента зависит от того, сколько успеет выложить мастер прежде, чем раствор схватится. В свежий раствор вдавливаются камни. Здесь может быть бесчисленное число вариаций - класть камни плотно или оставлять широкие швы, под каким углом их вдавливать. Например, золото обычно специально вдавливают под разными углами - это лучший способ достичь эффекта мерцания.
Прямой набор
производится либо с предварительным выкладыванием мозаики «в сухую» на кальке или другой основе (все это постепенно перекладывается в раствор), либо без предварительного выкладывания.
При необходимости швы тонируются в конце работы, или в раствор изначально добавляется какой-либо пигмент.
Обратный набор. Надо сказать, что эта техника распространилась лишь в 20 веке и существует несколько различных ее модификаций. Основные отличия от прямого набора состоят в следующем:

  • во-первых, набор идет в зеркальном отражении;
  • во-вторых, можно выложить все изображение целиком, а потом скорректировать определенные фрагменты без трудоемкого выдалбливания камней из раствора;
  • в-третьих, в итоге мозаичная поверхность получается более ровной и гладкой, что в ряде случаев оказывается крайне желательным. Впрочем, при необходимости ее можно «оживить» с помощью разных способов.

При обратном наборе часто используется следующая технология. На твердую основу - как правило, фанеру - натягивается холст или иная ткань, на которую в зеркальном отражении переводится рисунок. Дальнейший набор мозаики производится с учетом того, что лицевая сторона расположена со стороны холста. В процессе работы камни закрепляются особым водорастворимым клеем. Таким образом, при необходимости что-то изменить нужное место смачивается водой, и камни легко отходят. По окончании работы вся площадь мозаики покрывается тонким слоем песка, а затем широкой кистью аккуратно расчищается. Песок должен остаться лишь в швах между камнями для того, чтобы раствор не вытек на лицевую сторону мозаики. Затем проводится окончательная заливка. В зависимости от будущего места положения мозаики и ее размера принимается решение, какая будет арматура, какая должна быть толщина слоя раствора и какой материал использовать. Раньше мозаики заливали цементом, и мозаика получалась неподъемная, толстая, и при этом хрупкая и склонная к трещинам. В последнее время появилось множество замечательных материалов, позволяющих создавать тонкие, легкие и очень пластичные конструкции. Это дает возможность их легко транспортировать, практически без риска для работы, и их во много раз проще монтировать.
Залитая мозаика сохнет положенное время, затем переворачивается. Ткань либо отходит сама, либо отмачивается горячей водой. Песок и остатки клея смываются. Далее необходимо дать мозаике окончательно просохнуть, и можно приступать к монтажу.

 

 
  Картины и художники  
 
=> Тебе нужна собственная страница в интернете? Тогда нажимай сюда! <=

Получение бесплатного интернета. Заработок. Бесплатные программы